Новости

23.07.2012

«Золотой» транзит. Строительство железнодорожных линий в районах нового освоения – задача государственной важности.

 Для развития транспортной инфраструктуры согласно подпрограмме «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» необходимо увеличить пропускную способность участков железнодорожной сети. Также требуется сформировать железнодорожные направления с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось. Кроме того, модернизировать постоянные устройства и сооружения, построить железнодорожные линии в районах нового освоения.

Это позволит практически полностью устранить недостатки пропускной и провозной способности на сети железных дорог общего пользования, сделать ее более рациональной и эффективной, обеспечить необходимое развитие сети железных дорог для освоения природных ресурсов в восточных и северных районах страны, построить целый ряд стратегических и социально значимых линий. На инфраструктуре российских железных дорог уже сегодня более 6,5 тыс. км узких мест, что превышает 7% от общей протяженности сети. Инфраструктура не готова к массовому росту объемов перевозок и экспорта грузов через порты, развитию пригородного пассажирского движения в агломерациях. По уровню транзитных перевозок между Европой и Азией российские сухопутные коридоры занимают очень малую долю.
Именно поэтому для нашей страны железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, которая строится в рамках ФЦП, имеет огромное значение. Якутия – это одна из самых богатых российских территорий. В местных недрах сосредоточены и алмазы, и золото, и нефть, и газ, и уголь. Здесь фигурирует чуть ли не вся таблица Менделеева. Республика является самым крупным (в территориальном отношении) субъектом федерации. Она занимает пятую часть России. При всей своей уникальности, Якутия всегда была одной из самых бездорожных территорий страны. Поэтому строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск снимает множество проблем, связанных с естественной природной, изоляцией территории.
«Золотое звено» магистрали уложили в ноябре прошедшего года. В торжественном мероприятии приняли участие самые высокопоставленные лица страны во главе с занимавшим тогда пост Президента России Дмитрием Медведевым. План работ на текущий год очень напряженный, однако поставленная задача сдать линию в рабочую эксплуатацию в 2012 году будет выполнена, обещают строители генподрядчика – ООО «Корпорация «Трансстрой – Восток».
С учетом государственного значения развития морского порта Усть–Луга и подходов к нему, инвестиционный проект «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» также был включен в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Железнодорожная линия Мга – Гатчина – Ивангород – Котлы – Усть–Луга – Калище (эксплуатационная длина 271,5 км) обеспечивает транспортно–экономические связи районов северо–запада и центра России с Эстонией и обслуживает народнохозяйственные перевозки района тяготения. С вводом портовых сооружений в Лужской Губе линия примет на себя дополнительные грузопотоки в направлении на Усть–Лугу. С учетом этого требуется создать необходимые условия для наращивания товарооборота между РФ и странами ЕС через морской порт Усть–Луга за счет комплексной реконструкции соответствующих участков железнодорожной линии.
Общая стоимость реализации проекта – 132,5 млрд рублей, срок – 2005–2020 годы. Проект предполагает усиление электрификации участка Мга – Гатчина в связи с увеличением весовой нормы поездов; удлинение приемо–отправочных путей на 19 станциях; ввод сплошных вторых главных путей протяженностью 159,1 км. Строительство железнодорожного пути в обход станции Котлы проводится для предотвращения углового заезда поездов. Предстоит также строительство 8 новых железнодорожных станций и разъездов и электрификация участков Гатчина – Ивангород, Веймарн – Котлы, Котлы – Усть–Луга, Котлы – Калище протяженностью 180,1 км.
Кроме того, в составе проекта предусмотрено возведение новой станции Лужская–Сортировочная для приема транзитных поездов и формирования передач в адрес предпортовых станций порта Усть–Луга.
На сегодняшний день обеспечен ввод сплошных вторых путей на участке Мга – Гатчина – Веймарн – Лужская–Сортировочная протяженностью 156 км и завершена в полном объеме реконструкции станций (за исключением станции Мга). По Лужскому железнодорожному узлу обеспечен ввод предпортовых станций Лужская–Нефтяная, Лужская–Северная, Лужская–Южная, Лужская–Сортировочная. Продолжаются работы по развитию узла.
Цель инвестиционного проекта «Развитие участка Тобольск – Сургут» Свердловской железной дороги – обеспечить вывоз прогнозируемого уровня углеводородного сырья из Ямало–ненецкого и Ханты–Мансийского АО за счет поэтапного увеличения пропускной и провозной способностей этого участка до 66 пар поездов в сутки. За период 2007–2011 годов были построены и введены в эксплуатацию 6 перегонов общей протяженностью 92,06 км.
В конце 2011 года ряд нефтегазовых и нефтехимических компаний столкнулся с проблемой вывоза грузов по железной дороге со своих заводов, расположенных в Уральском федеральном округе. В частности, «СИБУР» расширяет в регионе мощности тобольского нефтехимического узла, а «НОВАТЭК» планирует вдвое увеличить переработку газового конденсата. Поэтому компания «НОВАТЭК» подписала соглашение с ОАО «РЖД» по совместному финансированию проекта.
В рамках развития участка Тобольск – Сургут в 2012 году планируется ввести в эксплуатацию 14,8 км второго пути на перегоне Тугуньям – Нелым в Тюменской области. Железнодорожники также намерены завершить укладку 13,1 км бесстыкового пути на перегоне Кармыш – Чумбулут, продолжить работы на участках Усть–Юган – Островной (16,3 км), Слинкино – Ильтым (10,1 км), а также начать подготовку к развитию перегона Чумбулут – Перил (21,8 км). В соответствии с планом строительно–монтажные работы развернуты на 6 перегонах. По 17 объектам ведутся проектные работы. До 2015 года планируется уложить 392,34 км главных и станционных путей. Это позволит увеличить пропускную способность линии Тобольск – Сургут до 66 пар поездов в сутки и обеспечить перевозки до 40 млн тонн грузов к 2016 году.
ЗАО Издательство "Дороги"
+ 7 (495) 748-36-84

Назад