Новости

21.03.2012

Итоги III Международной конференции «Грузоперевозки в России для малых, средних и крупных предприятий: что дальше?»

  29 февраля 2012 г. в московской гостинице «Рэдиссон Славянская» состоялась III Международная конференция «Грузоперевозки в России для малых, средних и крупных предприятий: что дальше?», в которой приняли участие более 120 делегатов из России и стран ЕС. Подавляющее большинство составили российские участники, поскольку, к сожалению, приходится констатировать, что ни в одной другой соседней стране перевозки грузов железнодорожным транспортом не являются такой проблемой, как в РФ: «дефицит» вагонов при избыточном вагонном парке становится уже третьим компонентом в известной поговорке про две извечные российские беды…
  Отчего же приключилась эта третья беда? Эксперты и участники рынка перевозок сходятся во мнении, что мнимый дефицит вагонов порожден существенным (некоторые называют его даже «катастрофическим») снижением эффективности железнодорожного транспорта в результате непродуманных до конца действий по его реформированию. Так, например, попытки «однофакторной оптимизации» использования локомотивной тяги привели к тому, что формально эффективность использования локомотивов повысилась, однако, грузоотправителям приходится ждать маневрового тепловоза до нескольких дней. В результате дробления инвентарного парка вагонов ОАО «РЖД» между транспортными компаниями раздроблено оказалось и управление вагонами, в результате чего сильно возрос их порожний пробег, в т.ч. и встречный, который в итоге вынужден оплачивать грузоотправитель.
  Однако, надо сказать, что две предыдущие конференции не прошли даром, и уже можно говорить о выстраивании конструктивного диалога между всеми тремя главными участниками сегодняшнего российского рынка (ну, будем честными, не совсем еще «рынка»): грузоотправителями, перевозчиками и владельцами вагонного парка. На первой сессии, названной «Острая дискуссия с ЦФТО», модератором которой стал известный телеведущий РБК-ТВ Игорь Виттель, а на вопросы аудитории отвечал Первый заместитель генерального директора ЦФТО Сергей Колесников, сразу наладилось эффективное взаимодействие: конкретный вопрос из зала – за ним четкий, подробный и аргументированный ответ. Вопросы были самые разные: от общих принципов работы ЦФТО до разбора конкретных проблем участников дискуссии. Важно, что дискуссия прошла в совершенно рабочей обстановке, без огульных взаимных претензий, зато с немалой пользой для обеих сторон: г-н Колесников узнал, что не устраивает грузоотправителей в работе ЦФТО, где есть «узкие места», а представители предприятий получили ответы на все свои вопросы, в т.ч. были разрешены и конкретные их проблемы. Интересно, что при такой работе сессии всем вполне хватило 2 часов на вопросы и ответы, хотя ряд участников еще с час общались с представителем ЦФТО за чашкой кофе. Пожалуй, именно дискуссия с ЦФТО стала «гвоздем программы» или, если угодно, «изюминкой» форума.
  На второй сессии конференции был рассмотрен довольно широкий круг вопросов, связанных с организацией грузоперевозок и стоящих перед транспортной отраслью вызовов, обусловленных прогнозируемым развитием экономики страны.
  На сегодняшний день ситуация такова, что на внешний рынок Россия поставляет, главным образом, природные ресурсы: нефть, газ, руду и продукты из нее (окатыши), металлы, каменный уголь, лес, … При этом, источники этих ресурсов, так и предприятия-производители расположены, как правило, очень далеко от границ и портов. Кроме того, несмотря на богатство ресурсами «в абсолютном исчислении», многие месторождения в России значительно уступают крупнейшим зарубежным по части затрат на их извлечение (трудноизвлекаемая нефть, бедные руды, низкокачественный из-за отсутствия должной заботы лес и т.д.).
  Поэтому важно иметь отлаженный и дешевый механизм их транспортировки на внешние рынки, иначе наше железорудное сырье, например, не сможет конкурировать с австралийским и бразильским, а уголь – с индийским, что может привести к выдавливанию РФ даже с таких традиционных экспортных рынков. Однако, как показывает анализ ситуации на железных и автомобильных (параллельно конференции по ЖД перевозкам в соседнем зале проходил организованный Rusmet форум «Дороги и придорожный сервис в России и СНГ») дорогах, пока о конкурентоспособной транспортной отрасли мы только мечтаем.
  «Дал вводную» для второй сессии ее модератор, заместитель директора Rusmet Михаил Родионов, в своем коротком вступительном слове, сопровождавшемся демонстрацией фотографий наиболее типичных проблем российских дорог и дорожного строительства. Он кратко сопоставил стоимость строительства дорог в России и за рубежом, а также остановился на слишком существенной, по его мнению, разности стоимости строительства дорог в сходных по климатическим условиям регионах РФ. Коснулся г-н Родионов и обеспеченности России дорогами, и темпов дорожного строительства, категорически недостаточных даже для текущего положения в экономике страны, не говоря о перспективах развития, и «приписок», когда вместо строительства новых дорог регионального и федерального значения к ним причисляют существующие дороги, не имевшие ранее такого статуса. Результатом неудовлетворительного качества автодорог в РФ ежегодно являются около 20 тыс. смертей в ДТП (за 10 лет войны в Афганистане погибло, по официальным данным, около 14 тыс. советских граждан), а стоимость перевозок повышается на 30%-50%.
  Затем был представлен блок докладов, посвященных анализу влияния на бизнес последних изменений в законодательстве РФ, регулирующем железнодорожные грузоперевозки, и решению вопросов обеспечения грузоотправителей подвижным составом. С анализом законодательства и постановкой проблемы выступил Член правления Общероссийской общественной организации «Опора России», Руководитель комиссии по железнодорожному транспорту Глеб Киндер. Затем представили свою концепцию индикаторов и потенциалов эффективности управления приватным парком, а также концепцию организации взаимодействия участников процесса перевозок Исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев и Советник Председателя Президиума Партнерства Сергей Афанасьев.
  Президент Национальной Ассоциации транспортников Георгий Давыдов представил доклад «Коммерческая инфраструктура рынка грузовых железнодорожных перевозок: перспективы создания и первоочередные задачи». В частности, было предложено создать саморегулируемую организацию транспортников для анализа рынка, выработки общих правил работы, информационного обеспечения участников и контроля за оказанием транспортных услуг. Г-н Давыдов предложил создать биржу транспортных услуг, на которой торговались бы транспортные услуги, пригодные для торгов на бирже (например, повагонные отправки по маршруту), а также систему внебиржевых торгов для ряда услуг (например, уборки вагонов, маневровых услуг и т.д.).
  Третья сессия конференции была посвящена развитию дорожной инфраструктуры России и Казахстана для создания транзитной зоны Азия – Европа. С российской стороны доклад «Учет требований грузовладельцев при реформировании железнодорожного транспорта» представил Вице-президент Некоммерческой организации «СоюзГрузПромТранс».
  С казахской стороны выступил Руководитель представительства АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в РФ Нурлан Алтаев, постоянный гость железнодорожных конференций Rusmet. Он рассказал о развитии в Республике Казахстан Транспортно-логистической системы Казахстан – Россия, созданной по личному поручению Президента Назарбаева. Фактически, речь идет о современном «Шелковом пути», включающем как собственно транспортную, так и инфраструктурную составляющие с интегрированной таможенной, логистической, ремонтной, производственной и прочей инфраструктурой. Поставлена и успешно решается задача создания к 2016 году адекватной и конкурентоспособной системы транспортной логистики для обеспечения  Казахстану статуса торгового и логистического бизнес-хаба региона, перехода от управления традиционным транспортным комплексом к управлению транспортно-логистической системой. Для реализации этих задач при НК «ҚТЖ» создано АО «Национальный центр развития транспортной логистики», которое станет стратегическим партнёром и  координатором транспортно-логистических исследований, новых бизнес-инициатив и проектов в области транспортной логистики. Создаются Международные центры приграничного сотрудничества и свободные экономические зоны при них с нулевым налогообложением и другими льготами.
  На заключительной, четвертой, сессии обсуждались имеющиеся проблемы с обеспечением подвижным составом, временем доставки и сохранностью грузов. В рамках сессии Региональный директор Транспортной компании «Север-Юг» Александр Катанаев поделился насущными проблемами: невозможностью в прогнозируемые сроки и в необходимом объеме получать вагоны, «странностями» тарифов, сложностями во взаимодействии с собственниками подвижного состава, отставанием роста объема перевозок от роста объема промышленного производства. В заключение своего выступления г-н Катанаев предложил создать ассоциацию участников транспортного рынка для выработки консолидированной позиции по вопросам изменения законодательства, утверждения тарифов и т.п. и отстаивания своей позиции в органах власти.
  Председатель НП «ОЖдПС» Ольга Лукьянова представила варианты обеспечения подвижным составом представителей малого и среднего бизнеса, отметив, что рост вагонного парка не привел автоматически к улучшению ситуации с грузоперевозками. Также г-жа Лукьянова весьма критически охарактеризовала практику аренды РЖД подвижного состава у новых собственников (ПГК, ВГК), поскольку она почти не повлияла на остроту ситуации с отправкой грузов в сегменте МСБ.
  Руководитель отдела исследований грузовых перевозок АНО «Институт проблем естественных монополий» Игорь Куротченко проанализировал доступность железнодорожного транспорта для малого и среднего бизнеса в новых условиях и представил свой прогноз по развитию ситуации (изменения тарифов, ритмичность предоставления вагонов, скорости передвижения грузов по железнодорожной сети) на ближайшее время. Г-н Куротченко предостерег грузоотправителей (особенно – МСБ) о вероятном дефиците подвижного состава на железных дорогах в апреле-мае с ростом объема перевозок. Подробно остановился он и на межвидовой конкуренции автомобильного и железнодорожного транспорта при перевозках различных грузов.
  Руководитель федерального представительства ООО «Научно-внедренческое предприятие «БашИнком» Ирина Пивоварова рассказала о проблемах, связанных со свертыванием перевозок среднетоннажных (3-х и 5-ти тонных) контейнеров пользующихся популярностью как у предприятий малого и среднего бизнеса, так и у индивидуальных предпринимателей и даже частных лиц: малые предприятия и ИП отправляют ими свою продукцию, а граждане часто используют их при дальнем переезде на новое место жительства. Так, оборот трехтонных контейнеров уже свернут, а оборот пятитонных собирались прекратить в марте. НВП «БашИнком» занимается производством удобрений и средств защиты растений, поэтому невозможность отправить небольшие партии его продукции больно ударила не только по самому грузоотправителю, но и по его потребителям – фермерским хозяйствам.
  С заключительным докладом «Изменение структуры перевозок нерудных строительных материалов» выступил Член Правления Ассоциации «Недра» Владимир Сергеев. По его словам, значительно выросла в последнее время доля перевозок нерудных материалов автомобильным и водным транспортом за счет соответствующего сокращения доли железнодорожного транспорта. Странно ведет себя и само ОАО «РЖД» при выборе, например, поставщиков щебня для собственных нужд: из процедуры конкурсного отбора исключаются ведущие (а то и единственные!) производители щебня, который в итоге закупается по значительно более высоким ценам у посредников.
По итогам конференции делегаты констатировали целесообразность продолжения и развития конструктивного диалога ОАО «РЖД», собственников подвижного состава, перевозчиков и грузовладельцев. Следующую конференцию по проблемам железнодорожного транспорта решено провести 13 июля в Екатеринбурге в рамках Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций “Иннопром-2012”.
Сайт конференции http://problema.ru
 

Оргкомитет:
Антонова Светлана
antonova@rusmet.ru
+7 (925) 090-0517

Назад