Новости

20.12.2011

IX Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство. Итоги.

   В этом году обсуждение актуальных вопросов развития железнодорожной отрасли проходило в свете ключевой темы конференции – «Взаимодействие отрасли и государства: к формализации взаимной ответственности». В течение двух дней в дискуссиях приняли участие более 600 представителей рынка транспортных услуг и смежных отраслей.

   Вопросы партнерства и ответственности приобретают особую остроту в свете обозначившегося дефицита провозных мощностей железнодорожной сети,  отметил в своем выступлении заместитель министра транспорта Андрей Недосеков. По его словам, сегодня необходимо вернуться к инструментам, предусмотренным в программных документах железнодорожного транспорта, использование которых было отложено из-за наступления кризисных явлений в экономике. Одним из главных условий для построения долгосрочных партнерских отношений государства и отрасли заместитель министра считает долгосрочные тарифы.
   Про необходимость выработки новых практических шагов по развитию железнодорожного транспорта, и в частности механизма обеспечения взаимной ответственности государства и отрасли говорил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. В своем выступлении он обратил внимание на то, что в процессе разработки нормативно-правовой базы назрела необходимость внесения изменений в план реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок. Так, по его словам, необходимо уточнение порядка перевозки порожнего подвижного состава, условий его нахождения на инфраструктуре железнодорожного транспорта, решения, направленные на восстановление технологии централизованного управления обезличенным парком универсальных полувагонов. Кроме того, РЖД считает, что в свете проблем с формированием эффективной системы управления вагонными парками, целесообразно отложить начало эксперимента по внедрению института локальных перевозчиков. А принятие решений по унификации тарифов за порожний пробег вагонов вне зависимости от класса перевозимых грузов, напротив, сдвинуть на I полугодия 2012 года.
   Особую остроту дискуссии придала инициатива правительства и РЖД о консолидации крупного пула универсальных грузовых вагонов под единым управлением холдинга и связанная с этим перспектива дерегулирования в рамках ценового коридора вагонной составляющей тарифа. Представители операторского сообщества говорят о своей готовности рассмотреть конкретные предложения от перевозчика, но при этом хотели бы иметь гарантированную доходность на уровне 1400 рублей за вагон в сутки. В целом же позиция НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», которую выразил председатель президиума партнерства Сергей Мальцев, такова: краткосрочный положительный эффект от консолидации
может обернуться возвращением монопольного положения РЖД и усилению давления на экономику в целом, поэтому данная мера может быть применима только на определенный период.
   Вместе с тем, сторонники консолидации отметили, что это один из элементов повышения эффективности работы железнодорожной сети, от которой выиграют все участники рынка. «За разговорами о выгодности-невыгодности не следует забывать про интересы грузоотправителя», - подчеркнул начальник управления по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко. При работе единым парком, по его словам, снизится нагрузка на инфраструктуру и как следствие произойдет снижение цены перевозки. Кроме того, по мнению генерального директора ЦФТО Елены Кунаевой, консолидация крупного пула под управлением холдинга станет основой для дерегурлирования вагонной составляющей тарифа, что поставит в одни условия работу операторов подвижного состава и РЖД.
   Главной проблемой российских железных дорог, которая встает на пути развития всей экономики,  сегодня является дефицит инфраструктуры, единодушно констатировали участники конференции. Сложившаяся ситуация по мнению вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, в том числе обусловлена неувязанностью планов по развитию добывающих отраслей промышленности с возможностями железнодорожной инфраструктуры. Системным решением проблемы мог бы стать сетевой контракт, как инструмент формализации взаимной ответственности государства и отрасли. Однако, его принятие возможно не ранее 2015 года и только после отработки механизмов его работы на экспериментальных участках сети, отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников.
   В ходе всех мероприятий форума участники вновь и вновь подтверждали тезис о ведущей роли государства в развитии железнодорожной отрасли, как базового условия для роста экономики в целом. Своеобразным резюме стали слова партнера и глава практики в сфере инфраструктуры и транспорта в России «Freshfields Bruckhaus Deringer LLP» Иннокентия Иванова о том, что в сфере инфраструктуры России необходима революция, потому что на эволюционные изменения времени уже нет.

 Пресс центр «Бизнес Диалог»:

Назад